Расколбас

литература, советы по управлению байком, поведение байка на дороге

Расколбас

Сообщение AlexMer Вс 01 фев 2009, 17:56

На хьюсах спортах явление воблинга совсем не редкое.
На старом форуме была об этом тема.

Как бороться с расколбасами, какие есть технические предпосылки к нему, какие ошибки вождения приводят к болтанке руля?

У меня расколбас четко - на высокой скорости налетаешь на бугорок. начинает болтать. Старожили говорят мне надо рулевой подшипник подтянуть, весной подтяну посмотрим.
..как будто вместе мы тонем в лодке
как будто пишем на стенах письма...
Аватара пользователя
AlexMer
 
Сообщения: 433
Мот: в поисках
Телефон: 8 068+126-82_96

Re: Расколбас

Сообщение Serg_rider Вс 01 фев 2009, 18:13

В теории, расколбас переднего колеса -это резонанс, вызванный тем, что колесо из-за особенностей геометрии вилки стремится вернуться в прямое положение, но делает это слишком сильно, чем вызывает еще больший увод в другую сторону. И чем угол наклона вилки к поверхности земли острее, тем больше шанс словить расколбас.
Различают три стадии расколбаса:
1. Легкий (шимми, shimmy). Для этого дела характерна небольшая амплитуда [censor] руля, которая постепенно затухает. Как правило быстро проходит, поэтому немногие успевают испугаться и наделать глупостей.
2. Средний (воблинг, wobbling). Дает больше поводов испугаться. Амплитуда [censor] руля на 1/3 - 2/3 хода руля постоянная или растет. При растущей амплитуде легко переходит в третью стадию.
3. Полный расколбас (tank slapper). Последняя, самая интересная стадия. Характерна тем, что рукоятки руля лупят по ограничителям хода руля, а если их нет или они сломались, то лупят по бензобаку.

В реальности расколбас обычно начинается при агрессивном ускорении на выходе из поворота, когда переднее колесо разгружено и под него попадает какая-то неровность дороги. Спортивные мотоциклы с небольшим выносом вилки наиболее сильно подвержены этому явлению, и у них к тому же наиболее мощные моторы, что делает легкое шимми практически повседневным явлением. Впрочем, заметить его можно только на видеосъемке, т.к. при наличии рулевого демпфера и правильной посадки на мотоцикле, шимми затухает втечение долей секунды. Также причиной расколбаса может стать приземление переднего колеса на асфальт под неправильным углом, например, после "вилли".
Как бороться с этим явлением? Есть абсолютно тупой, но тем не менее правильный совет - не паниковать. Паника приводит к жесткому хватанию за руль, что только увеличивает расколбас. Технически исправный мотоцикл, который к тому же оборудован рулевым демпфером, справляется с расколбасом самостоятельно. Ему просто не нужно мешать это делать. Поэтому руки на руле должны быть всегда расслаблены, чтобы [censor] руля не передавались на раму через тело райдера. Худшее, что можно сделать - это крепко ухватиться за руль и снять ноги с подножек. В этом случае есть все шансы порадовать окружающих аварией, которая им надолго запомнится.
То, что при расколбасе нельзя пользоваться передним тормозом, подтверждают практически все. Но две теории насчет того, как работать в этом случае с газом.
Первая заключается в том, чтобы поймать наиболее устойчивое положение мотоцикла и резко добавить газ, разгружая переднее колесо, но не отрывая его от асфальта. При этом нужно сидеть, крепко охватив коленями бензобак, и руки должны быть расслабленными. Таким образом, мы даем рулевому демпферу второй шанс сделать свою работу по прекращению [censor] руля, к тому же не теряем динамику разгона. Это работает, но только тогда, когда есть запас по оборотам двигателя и есть куда разгоняться. До вчерашнего дня я использовал только этот способ и был полностью им доволен.
Вторая теория борьбы с расколбасом состоит в том, чтобы перенести массу на переднее колесо и сбросить газ. При этом также не нужно бороться с рулем, т.е. по возможности не препятствовать его [censor]. Понимаю, звучит противоречиво, т.к. сложно висеть на руле с расслабленными руками. Тем не менее, это тоже работает!
Человек, который говорит, что это не может быть сделано, должен не мешать человеку, который это уже делает.
Аватара пользователя
Serg_rider
Site Admin
 
Сообщения: 5511
Реал: Сергей
Мот: Suzuki DR800S
Телефон: 0672400699

Re: Расколбас

Сообщение naskul777 Пн 02 фев 2009, 02:00

Спасибо! Полезно! Но вот еще в чем вопрос, это все описывалось при наличии демпфера! А что если его нету? На 250р нету же его...
naskul777
 
Сообщения: 48
Реал: Алекс
Мот: KTM
Телефон: 80935555555

Re: Расколбас

Сообщение Asker Пн 02 фев 2009, 17:02

посты о демпферах перемещены в тему о демпферах viewtopic.php?f=17&t=106
Аватара пользователя
Asker
 
Сообщения: 3525
Реал: Аскер
Мот: кЭты
Телефон: -----------------

Если трясёт и шатает

Сообщение Alex Вт 03 фев 2009, 16:30

Если трясёт и шатает.





Помните, когда ваш мотоцикл был совсем новым, как он замечательно входил в повороты, держал курс - просто сказка! Но прошло время, и на знакомом повороте вы чуть не вылетели на обочину, а отпустив однажды руль, чтобы приоткрыть стекло шлема, с трудом удержались на дороге. Что-то в мотоцикле изменилось и не в лучшую сторону. Как быть? Не торопитесь обращаться к спецам. Вполне возможно, неполадки сможете устранить самостоятельно.



Для этого не помешает разобраться в том, как работает подвеска и что могло выйти из строя. В большинстве случаев проблемы с управляемостью решаются достаточно легко, нужно лишь вспомнить некоторые азбучные истины. Например, регулярно контролируйте давление в шинах - при пониженном давлении мотоцикл поворачивает хуже. На скорости в повороте переднее колесо стремится ввернуться в вираж. На перекаченных же шинах байк резко дергается при наезде на кочки, подвеска кажется жестче, чем есть на самом деле.

Осмотрите шины: если они изношены, приличной управляемости не ждите. Чаще покрышки быстро изнашиваются по центру. Что проявляется опять-таки в поворотах: сначала мотоцикл трудно "положить", а в какой-то момент машина вдруг начинает резко,"валиться" в поворот. При пересечении элементов разметки байк болтает из стороны в сторону. И, конечно, тип и размер покрышек должны строго соответствовать конкретному мотоциклу. Помните: шире - не значит лучше.

Есть и еще один фактор, что пагубно сказывается на управляемости, - непрямолинейность качения колес. Мотоцикл начнет тащить в сторону, почувствуете разницу в устойчивости при прохождении левых и правых поворотов... Поправить положение поможет правильная установка заднего колеса. Сделать это можно при помощи всего лишь ровной планки или доски. У всех современных спортбайков колеса разной ширины, поэтому нужно приложить доску к плоскости заднего колеса (как можно ближе к оси) и замерить расстояние между краем доски и передним колесом, которое должно стоять ровно. Затем повторите то же самое с другой стороны. Если геометрия вашего байка не нарушена, результаты замеров должны быть одинаковы. В противном случае, нужно отрегулировать заднюю ось до полного совпадения этих величин. Когда подобные операции не приведут к ожидаемому, то можете не сомневаться: рама, задний маятник или передняя вилка мотоцикла деформированы. Но когда все в порядке, а вам кажется, что байк управляется хуже, чем должен, не отчаивайтесь. Есть еще масса причин, неполадок, которые можно устранить самостоятельно.

Начнем с подшипников рулевой колонки. Они несут на себе больше половины веса мотоцикла и при этом должны вращаться легко, с минимальным сопротивлением. Любое отклонение от правильной регулировки подшипников ведет к ухудшению управляемости. Изношенные или слабозатянутые подшипники - причина люфта передней вилки относительно рамы. Руление в этом случае неуверенное, вас трясет и болтает, а при торможении и проезде неровностей на руле ощущаются стуки. Проверить состояние подшипников можно - достаточно вывесить переднее колесо. Взявшись за нижнюю часть подвижных труб и потолкав их вперед-назад, вы все поймете: ощутите малейший стук - значит, болтается вилка.



Не легче, если подшипники перетянуты. Мотоцикл и в этом случае подскажет вам: если при движении покачиваетесь из стороны в сторону и постоянно подруливаете, -нужно что-то предпринять. Снова вывесите колесо, поверните руль от упора до упора с небольшим усилием, и малейшие заедания - сигнал того, что подшипники перетянуты или изношены.

Не стоит забывать и о других подшипниках - в колесах и задней подвеске. Износ первых делает езду неустойчивой, наблюдаются [censor] руля. Это исправит лишь незамедлительная его замена.

Сложнее привести в порядок заднюю подвеску, а точнее систему ее рычагов. Она заведует изменением геометрии установки моноамортизатора и от нее зависит прогрессивная характеристика подвески. Игольчатые подшипники, находящиеся в ее шарнирах, нуждаются в регулярной смазке. Если этого не делать, они постепенно теряют подвижность и выходят из строя. На слух это можно определить по посторонним звукам и скрипу при работе подвески. Оценить состояние подшипников можно при вывешенном заднем колесе, покачивая руками маятник. Малейший люфт маятника относительно рамы и любое ощущение свободного хода его относительно амортизатора недопустимы! Если допустите, придется менять изношенные подшипники!

Разобрались с подшипниками? Займемся регулировкой подвесок. Но прежде, чем хвататься за амортизаторы, вспомните об амортизаторной жидкости, что заливается в переднюю вилку. Ее нужно регулярно менять! Старое разложившееся масло не позволит вилке работать правильно и не защитит ее внутренности от износа. Для начала заправляйте вилку маслом требуемой вязкости в строго необходимом объеме. Поднабравшись опыта, можно поэкспериментировать с этими двумя величинами, изменяя тем самым характеристики телескопической вилки.

Наконец, абсолютно все исправно, все сто раз проверено. Но ощущение, что мотоцикл плохо управляется, осталось. Значит, пришло время экспериментов с регулировками подвесок. Обычно во всех спортбайках широкий диапазон регулировок по гидравлике и жесткости пружин. Приступая к настройке, важно помнить, что регулировки ходов сжатия и отбоя могут изменить управляемость мотоцикла как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому следует запомнить параметры регулировок, с которых вы начинаете. Тогда, по крайней мере, есть гарантия не получить в итоге мотоцикл с ухудшенным управлением.



Начать следует с регулировки предварительного поджатия пружины задней подвески - попробуйте увеличить или уменьшить нагрузку на пружины. В первом случае поднимается задняя часть байка, что делает управление более острым, быстрым. Ослабляя пружину, вы понижаете мотоцикл - уменьшается дорожный просвет, и острота управления притупляется. Поэтому очень важно правильно отрегулировать статический прогиб (преднатяг). Эту величину легко замерить. Приподняв байк до конца хода подвески и посмотрев, насколько он "присядет" под собственным весом и водителем, измерьте расстояние между гайкой оси заднего колеса и какой-нибудь меткой на заднем крыле. Оно должно составлять треть от хода подвески мотоцикла с гонщиком в "боевой" позиции. Если большую часть времени в седле вы проводите вдвоем, преднатяг регулируется с водителем и пассажиром в ездовом положении. Аналогично настраивается передняя вилка.

Разобравшись с пружиной, переходим к настройке гидравлики. Демпфирование (гашение) хода отбоя (когда пружина стремится распрямиться после обработки неровности) должно быть оптимальным и соответствовать характеру трассы и весу экипажа. При недостаточном гашении пружина разжимается слишком быстро, и байк становится неустойчивым, вихляет и раскачивается при прохождении поворотов на высокой скорости. Передемпфированная подвеска, напротив, излишне жесткая (не успев разжаться от предыдущей неровности, она оказывается не готова к обработке следующей) - мотоцикл становится грубым, трясется и вибрирует в поворотах.



Ход сжатия амортизатора - значение, на которое он сжимается при проезде неровностей. Это самая переменчивая величина (нет двух одинаковых колдобин), и достаточное усилие демпфирования должно быть настолько мало, насколько это возможно. Начинать регулировку надо с "нуля" демпфирования. В конкретных дорожных условиях недостаточное демпфирование хода сжатия при торможении выливается в клевки передней части. Мотоцикл делается неустойчивым, валким, руление чрезмерно легким. Если "переборщить", колеса будут перескакивать неровности, а не обрабатывать их (особенно заднее). При торможении передним тормозом возникают неопределенные ощущения, при сильном торможении - чувствуется сильная вибрация. Тестируя свой байк на знакомой трассе, отрегулируйте подвески на максимальную послушность и управляемость.

Но если и после этих процедур работа вилки или амортизатора вас не устраивает, считайте, пришло время для более основательных вмешательств. И знайте, что пора копить деньги на тюнинговые подвески.
себя нужно любить и хвалить , не доверять же столь важное дело чужим людям ;-)
Аватара пользователя
Alex
 
Сообщения: 218
Откуда: Киев Троещина
Мот: квадроцикл
Телефон: 8-098-0000000

Re: Расколбас

Сообщение Serg_rider Вт 03 фев 2009, 18:32

Старожили говорят мне надо рулевой подшипник подтянуть

Да, абсолютно верно по поводу рулевого подшипника. Если он ослаблен, то вероятность словить расколбас больше.
Человек, который говорит, что это не может быть сделано, должен не мешать человеку, который это уже делает.
Аватара пользователя
Serg_rider
Site Admin
 
Сообщения: 5511
Реал: Сергей
Мот: Suzuki DR800S
Телефон: 0672400699

Re: Расколбас

Сообщение Stepa Вс 12 апр 2009, 18:16

При этом нужно сидеть, крепко охватив коленями бензобак

Так всегда нужно сидеть чтобы небыло нелепых ситуаций.
При этом также не нужно бороться с рулем, т.е. по возможности не препятствовать его [censor]. Понимаю, звучит противоречиво, т.к. сложно висеть на руле с расслабленными руками. Тем не менее, это тоже работает!

Нифига не работает, я катался пару недель назад на мурваье Изображение
Специально решил попробывать такие манипуляции не мотоцикл но всё же...
Ехал по плохой дороге, километров 30-40, толкнул руль = расколбас, нифига он сам неостанавливается вообще, и газу пробывал давать в етот момент :D Останавливается только руками, много раз пробывал, рука только болела потом. п.с. держа нормально руль в руках расколбас вызвать неудалось :D
Аватара пользователя
Stepa
 
Сообщения: 250
Реал: Иммя
Мот: none
Телефон: 9379992

Re: Расколбас

Сообщение Serg_rider Вс 12 апр 2009, 20:12

Млин, ну ты сравнил, конечно! Сравнил "трайк" и мотоцикл. Подвески разные: на мотоцикле телескоп, а на Муравье рычажная вилка. А по поводу остановить расколбас, то его можно остановить только в начальной стадии, скажем так, до точки невозврата. А потом уже ниче не поможет...
Человек, который говорит, что это не может быть сделано, должен не мешать человеку, который это уже делает.
Аватара пользователя
Serg_rider
Site Admin
 
Сообщения: 5511
Реал: Сергей
Мот: Suzuki DR800S
Телефон: 0672400699

Re: Расколбас

Сообщение Asker Вс 12 апр 2009, 23:00

та да. нашел с чем сравнивать драндуль советский с японской/корейской техникой
Аватара пользователя
Asker
 
Сообщения: 3525
Реал: Аскер
Мот: кЭты
Телефон: -----------------

Re: Расколбас

Сообщение Stepa Вс 12 апр 2009, 23:41

:D Я имел ввиду что если раслабить руки при расколбасе ето бред ! кто ето вобще придумал, кто то пробывал :?:
Аватара пользователя
Stepa
 
Сообщения: 250
Реал: Иммя
Мот: none
Телефон: 9379992

Re: Расколбас

Сообщение Serg_rider Пн 13 апр 2009, 02:31

У меня на хьюсе после 5-й тысячи частенько на скорости ловил (слабый рулевой подшипник). Отпускал руль - сам выравнивался.
Человек, который говорит, что это не может быть сделано, должен не мешать человеку, который это уже делает.
Аватара пользователя
Serg_rider
Site Admin
 
Сообщения: 5511
Реал: Сергей
Мот: Suzuki DR800S
Телефон: 0672400699

Re: Расколбас

Сообщение Asker Пн 13 апр 2009, 15:32

Skira_stepa писал(а)::D Я имел ввиду что если раслабить руки при расколбасе ето бред !


ты ерунду не рассказывай. при расколбасе руки [censor] стопудово. во первых они и так не должны быть напряжонными, а во вторых когда началась такая какашка руль придерживать ладонями (практически отпустив его), не сжимая.

Skira_stepa писал(а):кто ето вобще придумал, кто то пробывал :?:


умные дядьки придумали и понаписали про это в книгах

кто ездил? да я постоянно расколбашивался бровары-киев там где менты стоят если едешь свыше 100 км час, там стиральная доска осталась даже после ремонта дороги

просто делаешь серьезное утверждение, к которому могут прислушаться другие. а ты стопудово не прав
Аватара пользователя
Asker
 
Сообщения: 3525
Реал: Аскер
Мот: кЭты
Телефон: -----------------

Re: Расколбас

Сообщение Stepa Пн 13 апр 2009, 18:38

:shock: надо будет попробывать когдато :) хоть ето и будет против правил мозга :D
Аватара пользователя
Stepa
 
Сообщения: 250
Реал: Иммя
Мот: none
Телефон: 9379992

Re: Расколбас

Сообщение vl.k Вт 14 апр 2009, 11:26

Лучше не пробывать особенно при желание, что ты хочешь-это ощутить. Я в начале апреля открывая сезон от радости, что на улице появилось солнышко выехал покататься по старому маршруту прошлого сезона где был хороший участок дороги, так вот по одной полосе разогнал до 170 км.час расслаблено держа руки на руле колени прижаты к баку все отлично даже в поворотах ложил байк, развернувшись по другой полосе возвращаясь еду 130-155 блин вижу впереди метров 40 гармошку с ямкой збрасываю газ но уже поздновато вот это расколбас чуть не вср... самое главное сам дурень сильно подсознательно зажал руль раз пять бросало в разные стороны но вьехал во- время отпусти руки все выровнялось смотрю на скорость 145км.час, теперь стараюсь мониторить дорогу вниматильней. ЭХ дороги!!!!
vl.k
 
Сообщения: 8
Мот: Hyosung GT250R
Телефон: 0631050908

Re: Расколбас

Сообщение EGOR Ср 15 апр 2009, 23:25

я тоже ловил несколько раз расколбасы на скорости от 120 до 140
:roll: колесо начинало бешенно плясать, но само выставляется ровно
руки всегда держу расслаблены.
А ведь это действительно настолько страшно, что холод по спине пробегает от таких атракционов
:(
Старость неизбежна, взросление не обязательно :)
Аватара пользователя
EGOR
 
Сообщения: 154
Откуда: Чернигов
Мот: GT250R 38.000км
Телефон: 0663793342

Re: Расколбас

Сообщение Asker Чт 16 апр 2009, 00:29

когда делаешь это постоянно то просто привыкаешь. если скорость не превысила ту точку при которой воблинг критичен. ну или демпфер - такое дело :)
Аватара пользователя
Asker
 
Сообщения: 3525
Реал: Аскер
Мот: кЭты
Телефон: -----------------

Re: Расколбас

Сообщение SEMIMAX Ср 23 сен 2009, 16:38

Когда я первый раз поймал расколбас, еще ничего не зная об этом, чуть не всрався :alcoholic2:
Скорость была около 110 км... Что сделал не помню... Адреналин...
- Вовочка, кем работает твой папа? - Трансформатором. - Это как?
- 380 получает, 220 отдает, на остальное гудит... )))
Аватара пользователя
SEMIMAX
 
Сообщения: 49
Мот: GT250R
Телефон: +38 095 891-91-29

Re: Расколбас

Сообщение kosh Ср 23 сен 2009, 17:06

Ну сколько можно уже обсасывать? Нормальное это явление.
Без демпфера ездил и езжу. Аскер как то рассказал мне про сие явление. Первые пару раз сцал при их возникновении - сейчас позитивно отношусь к этому на 130км/ч. На сибере конечно мало замечалось, но если да, то труба. Не стоит путать классы мотов которым нужны демпферы...
Хьюсу пшикалке демпфер без надобности. факт. 8-)
customize. control. connect.
Think about using http://www.google.com before posting.
Аватара пользователя
kosh
 
Сообщения: 480
Мот: ^_^
Телефон: 0969660656

Re: Расколбас

Сообщение JaGGer Ср 23 сен 2009, 17:22

kosh писал(а):...Хьюсу пшикалке демпфер без надобности. факт. 8-)

дампфер нужен!!!! адназначна!!!
Хьюс без дампфера - фак 8-)
http://www.sb-titan.com.ua - Все виды охранных услуг!
Аватара пользователя
JaGGer
 
Сообщения: 460
Откуда: Kramatorsk
Мот: H GT250R
Телефон: o95I3I523I

Re: Расколбас

Сообщение SEMIMAX Сб 26 сен 2009, 02:42

Еще на хьюсах 250-ках не встречал и даже не слышал )) Даже представить пока не могу )) Скока он по $ тянет?
- Вовочка, кем работает твой папа? - Трансформатором. - Это как?
- 380 получает, 220 отдает, на остальное гудит... )))
Аватара пользователя
SEMIMAX
 
Сообщения: 49
Мот: GT250R
Телефон: +38 095 891-91-29

След.

Вернуться в Езда на байке


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1